Сажевый фильтр

В последнее время растет популярность дизельных автомобилей. Машина, работающая на дизеле, потребляет меньше топлива, надежней и долговечней бензиновых. Для того, чтобы соответствовать стандарту ЕВРО-4 и выше, все дизельные авто, начиная с 2004 года выпуска, дополнительно обеспечиваются сажевыми фильтрами в выхлопной системе двигателя.

Если сравнивать выхлопные системы бензинового и дизельного автомобилей, то заметим более низкую температурную нагрузку на выхлопную систему дизеля. Дизельная выхлопная система несколько дольше работает без прогаров, но более требовательна к качеству гофры выхлопной системы, т.к. у дизельного мотора выше вибрация. Кроме того, подавляющее большинство дизелей комплектуются турбокомпрессором, что на некоторых автомобилях несколько усложняет процесс обслуживания выхлопной системы. В отличие от бензиновых моторов, катализатор дизель называется сажевым фильтром, имеет схожую структуру, но предназначен для фильтрации сажи.

Главная проблема дизельной выхлопной системы - это сажевый фильтр.


Что такое сажевый фильтр

Все дизельные автомобили с уровнем экологичности EURO-4 и выше, имеют сажевый фильтр. Он применяется для очистки выхлопных газов двигателя от сажи. Сажевый фильтр по своей структуре напоминает катализатор, состоит из керамической сетки, через которую проходят выхлопные газы. В результате, содержание сажи в выхлопе снижается в массовом соотношении, но сажа не пропадает вовсе: присутствуют мелкие частицы, и есть мнение, что именно более мелкие частицы сажи опаснее для экологии - не оседают на землю, а витают в воздухе, попадая в легкие человека и животных.

В дальнейшем, сажевый фильтр дизельного двигателя, накопивший некоторое количество сажи в себе, должен пройти так называемый процесс рекуперации: с помощью электроники выявляется факт забитости сажевого фильтра, включается режим рекуперации, заключающийся в особом режиме работы двигателя: топливные форсунки подают топливо так, чтобы его часть сгорала в цилиндрах двигателя не полностью, а догорала уже в выпускном коллекторе и выхлопной системе. Тем самым, значительно повышается температура выхлопных газов, что и нужно для сжигания сажи в сажевом фильтре.

Процесс рекуперации сопровождается очень сильным дымом из выхлопной трубы, специфичным запахом. Плохая сторона рекуперации - это более высокая степень попадания топлива в моторное масло через зазоры между поршнями и цилиндрами двигателя, что ведет к снижению качества масла и более короткому сроку его замены.

Неисправности сажевого фильтра

К сожалению, в нашей стране сажевые фильтры имеют сильно ограниченный ресурс до отказа: низкое качество дизельного топлива с высоким содержанием серы (все мы видим на дорогах сильно коптящие грузовики, за которыми невозможно ехать с открытыми окнами. Характерный запах за грузовиком - запах полусгоревшей серы) , холодные зимы и невозможность как следует провести процесс рекуперации.

Неисправности сажевого фильтра в среднем начинаются после 50-120 тысяч километров пробега. После этого, возникают следующие проблемы:

  • Во-первых, чаще всего возникает ошибка электронного блока управления (ЭБУ) двигателя, загорается "Check Engine", иногда сопровождается включением аварийного режима двигателя и/или АКПП
  • Автомобиль значительно теряет динамические свойства, особенно на низких оборотах
  • Трудный запуск двигателя
  • Увеличение расхода топлива
  • Повышение задымленности выхлопных газов
  • В запущенных случаях - повышение уровня масла (режим рекуперации повышает попадание топлива в масло, его уровень повышается), шипящие звуки двигателя, значительное сокращение ресурса турбо-наддува, поломка клапана EGR, попадание серы во входящий коллектор двигателя с дальнейшим закислением движущихся частей и датчиков

Ремонт сажевого фильтра

Существует три пути ремонта сажевого фильтра:

Замена сажевого фильтра на новый

Можно купить сажевый фильтр новым, но он стоит дорого, в том числе неоригинальный. Замена сажевого фильтра решит проблему на 50-120 тысяч километров, после чего сажевый фильтр потребует повторной замены.

Чистка сажевого фильтра

Вариант с минимальным вмешательством в автомобиль. Представляет из себя присадку, заливаемую в топливный бак. При сгорании в двигателе смеси топлива с присадкой, происходит очищение сажевого фильтра, крыльчатки турбины, и всей выхлопной системы от сажевого налета. Присадки обеспечивают "дополнительную помощь" при регенерации сажевого фильтра. При серьезном  загрязнении, очистка сажевого фильтра присадками  может помочь лишь временно или не помочь вовсе. Мы рекомендуем применять присадки только в случае раннего диагностирования проблемы с сажевым фильтром: менее 2-3 тысяч километров появилась ошибка ЭБУ двигателя (соответственно загорелась лампа  "Чек Энджин"). Также существует возможность промывки сажевого фильтра с его снятием, используются специальные химические препараты.

Удаление сажевого фильтра

Самый эффективный вариант. Требует физического, и в половине случаев еще и программного (перепрошивка системы управления двигателем) удаления. Сажевый фильтр удалить можно физически, что подразумевает удаление фильтрующих элементов из корпуса сажевого фильтра (в ряде случаев отрицательно сказывается на акустике выхлопной системы, появляется звон под днищем), или замену сажевого фильтра на пламегаситель. Программное удаление - это перепрошивка ЭБУ двигателя: из прошивки удаляется программный код, отвечающий за сажевый фильтр. В момент перепрошивки - удаления сажевого фильтра, можно сделать чип-тюнинг двигателя за символическую доплату, т.к. эти работы тесно сплетены спецификой программирования. Эффективность удаления сажевого фильтра подтверждена большим успешным опытом применения: до конца эксплуатации автомобиля проблема с сажевым фильтром вовсе аннулируется. Вопрос снижения экологичности двигателя остается спорным, т.к. после удаления сажевого фильтра в выхлопе присутствуют более крупные частицы сажи (есть мнение, что более безопасные для здоровья и экологии).

end faq

 

Ремонт сажевого фильтраСтоимость, руб.Примечания
Физическое удаление сажевых фильтров 5000 - 11000 Работы над сажевым фильтром
Очистка сажевого фильтра без снятия и разборки 

3600

Отчистка химическими реагентами, в запущенных случаях не помогает
Перепрошивка ЭБУ двигателя для программного удаления сажевого фильтра 7000 - 12000 Требуется в ряде случаев на некоторых автомобилях. Одновременно с этой операцией возможен чип-тюнинг за символическую доплату. Все о перепрошивке и чип-тюнинге

Просмотреть полный прайс-лист Получить консультацию, записаться на ремонт

При сильном загрязнении сажевого фильтра, находящегося в выхлопной системе, дизельный автомобиль теряет динамические свойства, троит, дергается и глохнет или вовсе не заводится: сажевый фильтр не дает выхлопным газам выйти наружу, тем самым душит двигатель своим же выхлопом. Но если проблему несильного загязнения выявить на начальной стадии, сажевый фильтр может быть очищен. Эта статья раскрывает секреты такой чистки: в каких случаях поможет и не поможет чистка сажевого фильтра, каким образом происходит его чистка, и что делать, если чистка не помогла.

Сажевый фильтр – важный компонент дизельного двигателя, работает по принципу катализатора, но есть некоторые отличия: катализатор имеет крупную структуру ячейки и фильтрует только большие частицы, тогда как сажевый фильтр обладает куда более мелкой ячейкой и, соответственно, лучшей системой отсеивания. Например, в дизельных Toyota Land Cruiser следующая схема: сажевый фильтр - катализатор — глушитель. Основная трудность, с которой Вы можете столкнуться - это потребность в постоянной качественной очистке сажевого фильтра. Процесс очистки называется регенерацией, которая осуществима только при высоких оборотах, достичь которых тяжело в условиях мегаполисов. В идеале, через каждые 150-200 км необходимо выезжать на трассу и давать автомобилю прогазоваться, но вряд ли рядовой автовладелец будет этим заниматься так часто. Однако сажевый фильтр забивается и до конца не очищается, что, в лучшем случае, приводит к уменьшению мощности дизельного двигателя, а в худшем - к его выходу из строя.

Что дает нам удаление сажевого фильтра:

Наши работы

Вернуться наверх