Лошади против момента

Мощность двигателя отражается не только в максимальных значениях лошадиных сил. Мы очень редко подкидываем стрелку тахометра до 6 тысяч оборотов, но очень важно иметь мощный двиглан на более низких оборотах: там, где обитает указатель основную часть жизни наших автомобилей. Понять, насколько он силен, и какие эмоции способен дарить поможет значение крутящего момента.

Почему крутящий момент важнее лошадиных сил

Все мы ощущали, когда цифра в характеристиках мощности двигателя на практике не оправдывала динамические свойства автомобиля, и наоборот: менее мощная машина "прет" многим лучше других машин схожей мощности. Взять к примеру не очень хорошую славу Chevrolet Cruze, который в народе "просто не едет" на свои паспортные данные. Почему так происходит?

Все кроется в крутящем моменте, который, если по-простому, отражает количество вырабатываемой мощности за один оборот коленвала. К примеру взять 2-литровый турбодизель 140 л.с. у которого крутящий момент 330 Нм на 2000 оборотов в минуту. Рядом поставить обычный атмосферный двигатель того же объема (2.0 л), с той же мощностью (140 л.с.), но крутящим моментом 200 Нм на 4500 об\м. В повседневной эксплуатации мы не крутим движки, а передвигаемся с невысокими оборотами. Если мы не "топим", то АКПП старается переключить передачу повыше в угоду экономичности. В этом случае дизельный двигатель с большим крутящим моментом кажется нам более мощным, чем бензиновый. Ведь оба автомобиля работают на низких оборотах, а секрет в том, что дизель в этот момент вырабатывает мощь больше бензина. Посмотрите, с 2000 оборотов (овощная езда) уже 330 Нм у дизеля, у бензина на 2000 об. будут скромные 80-100 Нм.

Кстати, крутящий момент обычно публикуют максимальным значением среди всего диапазона оборотов двигателя, и указывают их количество при пике. Для более детального анализа ищите графики крутящего момента, этот график даст понять, насколько реальная тяга двигателя будет радовать Вас "вжатием". Если линия с повышением оборотов ползет вверх, то в этот момент машина получает дикого пинка под зад, вдавливая все сильнее и сильнее с каждой милисекундой! График лошадиных сил по отношению к оборотам не менее важен, но отражает менее эмоциональную составляющую двигателя.

Однако нам надо кого-то наказать, жмем педаль, и-и-и... КПП включаем на передачу (или две) ниже, движек раскручивается в звон, вот они заветные лошади! Дизель и бензин идут ноздря в ноздрю, т.к. оба движка работают на своих практически максимальных оборотах, где и снимают максимальную мощность. Однако на практике такая раскрутка, напряжение, звук и свист не очень добавляют настроения. Многим проще чуть нажать - а она в спокойном режиме на той же передаче вжала.

На практике и одним словом: дизель в "овощном режиме" дает иллюзию более мощного двигателя. Двулитровый турбо-дизель работает до 3500 оборотов как 3-литровый бензиновый атмосферник, хотя второй может быть в 2 раза мощнее: после 3500 начинается "выстрел" бензинового двигла. Так что дизельные лошадки многие называют "более сильными".

Данное сравнение специально основано на двух двигателях одинаковой мощности. Если же мы будем сравнивать одно-объемные турбо-дизель и турбо-бензин, то все прекрасно понимают, что у бензина будет за 200 лошадиных сил, а вот максимальный крутящий момент у обоих будет примерно одинаковым. Трактор останется трактором, хоть и значительно более экономным по расходу топлива.

Наши работы

Вернуться наверх